РСПП
Cоюз промышленников и предпринимателей липецкой области

21 мая, 2018
www.rspp.ru Новости СППЛО Точка зрения Актуально Позиция Пресс-служба 
 

 








Новости


11.05.2018 11:39
Откуда возьмутся средства на исполнение майского указа Владимира Путина

Новый майский указ обойдется минимум в 8 трлн руб., заявили Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Расходы могут быть обеспечены за счет ускорения экономики. Это возможно и за счет нефтяных денег и роста налогов, отмечают эксперты

Кремль и правительство раскрыли стоимость своей будущей экономической программы: новый майский указ обойдется бюджету в дополнительные 8 трлн руб. за шесть лет, рассказали премьер-министр Дмитрий Медведев и президент Владимир Путин в Госдуме во вторник, 8 мая, в ходе утверждения Медведева на его пост. Оценка в ходе обсуждений даже сократилась, поделился с депутатами Путин, изначально шла речь о 10 трлн руб. «Я вам приоткрою карты: до позавчерашнего дня еще спорили. Поэтому все посчитали, мы оптимизировали эту цифру до 8 трлн. Считаем, что 8 трлн дополнительных расходов будет достаточно», — заверил глава государства. Пока это «минимальный уровень», считает Медведев.

В целом, по «сугубо предварительным» расчетам, объем расходов для реализации всех задач, сформулированных в указе, составит 25 трлн руб., уточнил Медведев. В указ включены существующие приоритетные проекты, от здравоохранения и образования до экспорта и производительности труда, поэтому основная часть финансовых потребностей уже учтена. А 8 трлн руб. понадобятся для собственно новых направлений и новых задач.

Вопрос в том, как обеспечить это финансирование. Во-первых, власти рассчитывают на ускоренный рост ВВП. «От роста объема экономики будут дополнительные доходы», — рассказал Путин. Второй пункт — «внимательно посмотреть» на макроэкономическую политику и налоговую систему. «Есть и так называемые общие системные меры. Сейчас не буду их перечислять, они вродебы мелкие, но по каждой из них надеемся получить по 300–400 млрд руб. В целом 1,2 трлн руб.», — добавил Путин. Все это «не просто болтовня и слова, мы все считали», заверил президент, а правительство должно выстроить системную работу по обеспечению этого финансирования.

Перечень опций, по сути, уже существует. Он ограничен: это наращивание ненефтегазовых доходов, «донастройка» и рост собираемости налогов, перераспределение внутри бюджета, использование средств Фонда национального благосостояния, а также наращивание долга, перечисляет главный экономист банка ING по России и СНГ Дмитрий Полевой. Одна конкретная мера врядли сможет значительно увеличить доходы, отмечает завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. Скорее всего, правительство будет действовать комплексно: увеличит налоговую нагрузку, изменит бюджетное правило и проведет «бюджетный маневр». РБК направил запросы в Минфин и Минэкономразвития, но во вторник вечером не получил ответа.

150 задач

Новый указ насчитывает около 150 целей и задач (против 190 в старых майских указах 2012 года), подсчитали аналитики Nordea Bank. Номинально сдвиг приоритетов налицо, отмечают экономисты банка Татьяна Евдокимова и Денис Давыдов: 44% поставленных задач приходится на области инфраструктуры, образования и здравоохранения, тогда как в 2012 году большинство поручений касалось госуправления, армии и ОПК, социальной политики. «Последние две сферы [военная и социальная], которые обычно требуют высоких затрат при низкой отдаче для экономического роста, на этот раз получили намного меньше внимания, что мы расцениваем как позитивное изменение», — написали они в обзоре 8 мая.

Ускорение экономики

Увеличение ВВП на душу населения в 1,5 раза к середине 2020-х годов — одна из главных задач мартовского президентского послания. Чтобы достичь этого, экономика должна расти на 6% в год, оценивал председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин (ЦСР готовил стратегию для президента, предложения из нее вошли в основу нового указа). По данным Росстата, подушевой ВВП в 2017 году составил $25,53 тыс. по паритету покупательной способности, и повышение этого показателя в полтора раза к концу 2024 года действительно потребует среднегодового роста на уровне 6%. Для сравнения:в прошлом году экономика выросла на 1,5%, в ближайшие три года (как ожидает Минэкономразвития) будет расти максимум на 3,1% даже при реализации реформ. Что касается более долгосрочных ожиданий, то, например, консенсус-прогноз Высшей школы экономики (ВШЭ) предусматривает темпы ниже 2% вплоть до 2024 года.

Предполагается, что экономика будет расти темпами выше среднемировых, то есть на 3,5–4% ВВП в год, размышляет Климанов (такую задачу поставил Путин). Но сам по себе рост на 4% не принесет дополнительных 8 трлн руб. «Сейчас в доходной части бюджета порядка 16 трлн руб. Чтобы за шесть лет получить дополнительно 8 трлн руб., нужен рост доходов бюджета на 1,2 трлн руб. ежегодно. А рост экономики на 4% ВВП в год не может дать такого эффекта», — уверен ВладимирКлиманов.

Больше нефтяных денег

Много это или мало —8 трлн руб., дают понять существующие долгосрочные бюджетные проектировки Минфина. Общая сумма расходов федерального бюджета на 2019–2024 годы составит 112 трлн руб., следует из долгосрочного бюджетного прогноза Минфина, поданного минувшей осенью в Госдуму, и если добавить к этому еще 8 трлн руб., расходный план вырастет на 7%.

При этом финансировать рост расходов можно лишь за счет ненефтегазовых поступлений: согласно действующему бюджетному правилу все доходы от нефти дороже $40 идут в резервы. Пока решения о смягчении бюджетного правила нет. На такой мере настаивает Кудрин, предлагая повысить цену отсечения до $45: тогда больше денег пойдет на текущие расходы и меньше — в сбережения.

Однако главный сторонник сохранения текущей формулы бюджетного правила министр финансов Антон Силуанов в новом правительстве получит повышение и станет первым вице-премьером, рассказал в начале недели Медведев. Глава Минфина неоднократно говорил, что реформы нужно осуществлять не за счет наращивания расходов, а через повышение их эффективности.

Когда цена на нефть растет, появляется оптимизм в плане решения текущих задач, указывает ВладимирКлиманов. В данной ситуации смягчение бюджетного правила будет целесообразно, предполагает он. По мнению эксперта, Силуанов, который будет курировать весь экономический блок, может смягчить свою позицию по цене отсечения. По состоянию на вечер 8 мая международные цены на нефть составляли около $75 за баррель.

Возможно, назначение Силуанова на место экономического вице-премьера заставит его шире смотреть на ситуацию и все-таки смягчить бюджетное правило, предполагает и экономист Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский: жесткая фискальная политика негативно влияет на экономический рост. «За первый квартал 2018 года Минфин направил на закупку валюты около 750 млрд руб. Если такой темп сохранится, то в течение года на валютный рынок будет направлено порядка 3 трлн руб. (соответствующая сумма в валюте идет в резервы. — РБК). Это очень жесткая конструкция, а сейчас можно обсуждать вопрос о смягчении бюджетного правила хотябы в части повышения цены отсечения до $45. Это развяжет руки и даст возможность тратить больше», — подчеркивает эксперт.

Рост налогов

Правительство в последние шесть лет не меняло налоговую систему, напомнил Путин. Окончательных решений по налогам власти пока не объявляли. В последние два года обсуждалось несколько мер: налоговый маневр (снижение страховых взносов с 30 до 22% при одновременном росте НДС с 18 до 22%, на чем, в частности, настаивал Силуанов), введение налога с продаж, увеличение НДФЛ с 13 до 15%. Медведев во вторник заявил, впрочем, что рост подоходного налога правительство не поддержит, как и не будет вводить прогрессивную шкалу.

Избыточная налоговая нагрузка ведет к замедлению экономики, предупреждали Кудрин и другие эксперты ЦСР. Минфин добился значительных успехов в собираемости налогов, но этот резерв доходов уже исчерпан, отмечает Чернявский. «Нельзя предсказать, какой фискальный эффект даст введение новых налогов, например инициатива по самозанятым (Минфин предлагает для них налог в размере 3% при оказании услуг физлицам и 6% при работе с юрлицами. — РБК). Работающие в неформальном секторе тоже участвуют в пополнении бюджета через косвенные налоги. И если в результате увеличения налогообложения сократится платежеспособный спрос, сократятся поступления и по НДС, и по акцизам», — считает экономист.

Разумные шаги по увеличению НДФЛ моглибы помочь наполнить региональные бюджеты, но речь не идет о триллионах рублей, говорит Чернявский. В новом майском указе нет детализации, через какие бюджеты, федеральный или региональные, и в каком соотношении должны наращиваться расходы. Прошлые майские указы привели к масштабным негативным последствиям для бюджетов регионов (особенно в совокупности с введением санкций и падением цен на нефть).

Еще один маневр

Реализован может быть бюджетный маневр от ЦСР, прогнозирует ВладимирКлиманов, — перераспределение расходов от обороны, силовиков и чиновников в пользу образования (с 3,5 до 4,4% ВВП), здравоохранения (с 3,1 до 4% ВВП) и инфраструктуры (с 2,5 до 3% ВВП). Среди национальных приоритетов, опубликованных в майском указе, не стоит идея наращивания оборонного потенциала, обращает внимание эксперт. Из этого можно сделать вывод, что бюджетный маневр в каком-то виде выполнят, но сам по себе он врядли позволит получить значительные средства, говорит Климанов: в прошлом году бюджет на национальную оборону составлял порядка 3 трлн руб., потенциал перераспределения невелик.

Перераспределение не даст быстрого эффекта, считает АндрейЧернявский. «Эффект может проявляться в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Я считаю, что такое перераспределение столкнется с сопротивлением со стороны оборонного сектора. И хорошобы, чтобы на оборону не стали забирать больше денег, ведь маневр может состояться и со знаком минус», — предупреждает эксперт.

Госдолг и пенсии

Низкий уровень госдолга в России позволяет в принципе увеличивать бюджетный дефицит. Правительственный долг по итогам 2017 года составил менее 14% ВВП — это «заметно ниже, чем у стран с аналогичным кредитным рейтингом», отмечало агентство Moody’s 18 апреля. Притом на внешний долг правительства, по данным Минфина России, пришлось всего лишь 3,1% ВВП.

Наконец, фактором высвобождения финансовых ресурсов для целей нового майского указа может стать повышение пенсионного возраста. «Правительство свои предложения подготовит в самой короткой перспективе и внесет в Государственную думу», — сказал Медведев 8 мая. Эта мера обсуждается уже несколько лет: она прописана в программе ЦСР и предусматривает повышение возраста выхода на пенсию к 2034 году до 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин.

В текущих условиях рост экономики упирается в институциональные ограничения и плохие отношения с Западом, констатирует Чернявский. «У нас ограничен набор инструментов, потому что возможности заемного финансирования сейчас крайне ограничены и связаны с улучшением отношений с Западом, даже внутренние заимствования в определенной степени зависят от санкционного режима», — указывает он. Помимо структурных изменений и смягчения бюджетного правила дополнительные доходы моглобы принести наращивание несырьевого экспорта.

Насколько сумма 8 трлн руб. реально отражает потребность в финансировании, неизвестно, рассуждает ДмитрийПолевой. Речь пока идет о целеполагании, а конкретика станет понятна после 1 октября — к этому сроку, согласно указу Путина, власти должны подготовить конкретику по программам и их финансированию, отмечает аналитик.

РБК


к новостям





 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ


<b>Целевые модели АСИ</br>
Целевые модели АСИ
«Первые итоги внедрения целевых моделей по повышению инвестиционной привлекательности региона»
 
<b>Общее собрание 2017</br>
Общее собрание 2017
«Снижение фискальной нагрузки на бизнес обсудили предприниматели на общем собрании Липецкого РСПП»

 





Союз промышленников и предпринимателей Липецкой области
Адрес для корреспонденции: 398017 г.Липецк, ул.9 Мая, д. 10 «Б»
Тел./ф: 44-30-07, тел. 44-30-37
E-mail: spplo@lipetsk.ru