РСПП
Cоюз промышленников и предпринимателей липецкой области

18 ноября, 2017
www.rspp.ru Новости СППЛО Точка зрения Актуально Позиция Пресс-служба 
 

 








Актуально


Любовь Моргунова
Любовь Моргунова
Экологические реформы потребуют внимательного изучения нового закона
12.03.2015 16:00 МСК
Прошел год после назначенного президентом Года экологии, но для специалистов-экологов горячая пора только наступает. За последнее время экологическое законодательство претерпело значительные изменения, ряд изменений уже вступили в силу, более значительные - вступят в ближайшее время. Чтобы работать в законодательном поле, эколог предприятия среднего звена должен вести реальную природоохранную работу, вести около 26 видов экологических документов, включая отчетность. 
Изменения природоохранного законодательства напрямую касаются повседневной деятельности предприятий – и крупных, и средних, и малых. К чему нужно быть готовыми, рассказывает директор ООО «РОСЭКОПРОЕКТ», являющегося членом Липецкого РСПП, эколог-аудитор Любовь Моргунова. 
- Прежде всего, отмечу, экологическое законодательство сейчас активно реформируется. И для предприятий важно своевременно получать информацию об этих изменениях. Любой, Закон вступает в силу после его официального опубликования: официальными площадками первого опубликования определены государственный интернет-портал правовой информации и портал «Российской газеты». И если законодательный акт размещен на данных площадках, значит, с этой даты документ вступает в силу – важно помнить об этом. Ведь позже ссылки, что природопользователь не знал о выходе закона, не помогут освободить от административной ответственности. 
Любовь Михайловна, расскажите подробнее, каковы основные направления этих реформ? Что ждать предпринимателям от Федерального закона № 219? 
- На первый план, как в производственной сфере, так и обычной жизни выходят вопросы обеспечения экологической безопасности. Изменения в некоторых вопросах планируются революционные, о чем говорит такой факт: по мнению специалистов, для реализации пакета природоохранных законов необходима разработка около 33 подзаконных актов и 18 постановлений правительства. В том числе: утверждение перечня загрязняющих веществ, подлежащих госрегулированию, критериев отнесения объектов негативного воздействия по четырем категориям, перечня областей применения НДТ (наилучших доступных технологий) и ряд других. №219-ФЗ направлен на совершенствование системы экологического нормирования. Кстати, на днях на сайте Минприроды размещен проект постановления Правительства об установлении критериев, регламентирующих отнесение объектов с НВОС к 1-4 категория. Анализ этого документа показывает, что практически ко всем хозяйствующим субъектам будут предъявляться жесткие требования в плане экологии, а для 1 категории предприятий (их в списке значительный блок) механизмы экологической экспертизы, требования автоматизированного контроля воздействий на окружающую среду. 
- Сегодня все говорят о политическом и экономическом кризисе, а в экологическом законодательстве разрабатывают критерии перехода на наилучшие доступные технологии… Насколько это актуально? 
- России всегда было нелегко. Сейчас есть шанс самостоятельно, быстро и эффективно заниматься модернизацией промышленности и сельскохозяйственных технологий. Внедрение НДТ с плановым периодом перехода 14 лет позволит стабилизировать экологическую ситуацию, а значит улучшить качество среды нашего обитания. Нынешняя особенность в том, что период реформирования совпал с решением задач по импортозамещению, развитию конкурентоспособных, инновационных отечественных производств, не противоречащих международным стандартам. Так, отраслевые справочники НДТ будут создаваться поэтапно в 2015-2017 годах, а с 2019г проектирование новых предприятий будет только на основе НДТ. От их внедрения будет зависеть для предприятий и размер платы за НВОС, и объемы господдержки, и те же льготы по внесению платы за НВОС, вплоть до отказа, снижение процентов по инвесткредитам, налоговые послабления, амортизационные амнистии, и пр. Но, соответственно, увеличатся штрафные санкции за несоблюдение законодательства, повышающие коэффициенты в 25 и 100 раз и увеличение платы за негативное воздействие. Ответственными за разработку справочников НДТ назначены Минпромторг и Росстандарт при участии Минсельхоза и Роспотребнадзора. Так что закон подталкивает бизнес к тому, что внедрение «зеленых» технологий и получение продукции нового качественного уровня – это выгодно. 
- Какие новшества ожидают бизнес в области госконтроля, платежей за негативное воздействие природопользователей? 
- С 15 ноября 2014 года вступил в силу Федеральный Закон №307-ФЗ внесший изменения в Кодексе РФ об административных правонарушениях, в результате них следуют поправки еще в 34 федеральных закона – в том числе и связанных с охраной окружающей среды. Например, расширяются мероприятия по контролю - вводится понятие «Плановые (рейдовые) осмотры», которые распространяются на ООПТ, лесные, охотничьи, земельные участки, акватории водоемов, транспортные средства, другие виды техники, приводятся ограничения при проведении таких проверок. 
С 1 января 2015 года предприятия, отнесенные к 1-3 категориям по степени негативного воздействия на окружающую среду (а всего таковых категорий 4) обязаны разработать и утвердить программу ПЭК, содержащую данные: об инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов, отходах производства и потребления, объектах их размещения, источниках образования, ответственных специалистах за осуществление ПЭК, испытательных лабораториях по контролю негативного воздействия, методах и периодичности контроля и измерений. 
С 1 января 2016 года вступят в силу изменения, касающиеся расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Плата будет взиматься за выбросы в атмосферу от стационарных источников, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, размещение отходов. В настоящее время плата за НВОС рассчитывается и вносится за выбросы от всех источников (в т.ч передвижных), сбросы – как в водные объекты, так и на водосборные площади, загрязнение почв, недр, размещение отходов, различными видами физических воздействий, в том числе шумом и иными. Расчет платы, внесение ее осуществляется ежеквартально. С 2016 года данные операции будут осуществляться 1 раз в год. 
Внесены изменения в Налоговый Кодекс РФ в части размеров госпошлин. 
- Ожидают ли бизнес изменения в таком важном вопросе, как отходы производства и потребления и безопасное обращение с ними? 
- Федеральный закон № 89 «Об отходах производства и потребления» действующий более 17 лет, сегодня действительно не соответствует реалиям времени. Он требовал модернизации и пересмотра с учетом фактической ситуации в сфере обращения с отходами, которая определяет экологическую ситуацию в целом. В настоящее время, после 3-летних мытарств, Закон пересмотрен, в него и другие смежные акты вносятся соответствующие изменения. Так, госполитика в сфере обращения с отходами будет основана на: внедрении НДТ, максимальном использовании исходного сырья, предотвращении образования отходов, внедрении раздельного сбора отходов, экологическом обучении, разработке и реализации региональных программ и территориальных схем обращения с отходами. В нем конкретизирована существующая терминология в области обращения с отходами, введены новые термины например: «обработка отходов», «твердые коммунальные отходы» (ТКО), норматив накопления твердых коммунальных отходов», оператор по обращению с ТКО, «региональный оператор», «экологический сбор» и др. Также закон возвращает лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности. Предполагается, что это дисциплинирует данную сферу деятельности, поможет снизить (вплоть до исключения) риски и угрозы. 
Вводится ответственность производителей товаров за утилизацию таро-упаковочных материалов, определяются порядки взимания экологического сбора, коммерческого учета ТКО и ценообразования в области обращения с ТКО. Предусматривается запрет на ввод объектов в эксплуатацию, не оснащенных средствами и технологиями обезвреживания отходов. Предусматривается взимание экологического сбора с производителей, не обеспечивающих самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров. 
Это, конечно, не полный перечень изменений. Хочется верить – эти стимулы помогут повысить экологическую грамотность, уровень культуры каждого, предприятиям и предпринимателям вести эффективную экологическую политику, снизить риски возникновения экологических угроз, связанных с загрязнением территорий, вод, недр, атмосферы отходами производства и потребления, выбросами, сбросами загрязняющих веществ и стабилизировать экологическую ситуацию в целом.




 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ


<b>Итоговое заседание ЭГ АСИ </br>
Итоговое заседание ЭГ АСИ
«В Липецкой области завершили «обкатку» программ по развитию инвестиционного климата»
 
<b>Заседание экспертной группы АСИ</br>
Заседание экспертной группы АСИ
«Предприниматели обсудили преемственность площадок для развития бизнеса»

 





Союз промышленников и предпринимателей Липецкой области
Адрес для корреспонденции: 398017 г.Липецк, ул.9 Мая, д. 10 «Б»
Тел./ф: 44-30-07, тел. 44-30-37
E-mail: spplo@lipetsk.ru