РСПП
Cоюз промышленников и предпринимателей липецкой области

25 сентября, 2017
www.rspp.ru Новости СППЛО Точка зрения Актуально Позиция Пресс-служба 
 

 








Актуально


Сергей Боков
Сергей Боков
На Неделе российского бизнеса участники обсудили экологическуюпромышленную безопасность
24.04.2015 11:25 МСК
Неделя российского бизнеса, завершившаяся на днях, оказалась насыщенной событиями и обсуждениями важных для предпринимателей вопросов. В их числе не последнее место заняло обсуждение такой темы, как обеспечение экологической и промышленной безопасности в условиях роста финансовой нагрузки на бизнес — этому вопросу посвятили отдельную конференцию. 
Открывая конференцию, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин подчеркнул значимость для РСПП задач по снижению негативного воздействия, оказываемого предприятиями на окружающую среду, а также решения проблем обеспечения промышленной безопасности. Большую роль в совершенствовании законодательства в указанных сферах отводится соответствующим комитетам Российского союза. Одновременно были очерчены основные проблемы в данных сферах: переход на наилучшие доступные технологии; совершенствование законодательства об отходах производства и потребления, о водоснабжении и водоотведении; создание условий для применения Обоснования безопасности при проектировании, строительстве и реконструкции опасных производственных объектов. 
В рамках конференции ее участники обсуждали проблемы соблюдения норм безопасности на предприятиях, в том числе и экологические, основные причины возникновения аварийных ситуаций. Представители Минприроды осветили основные подходы ведомства к проблемам, возникающим при переходе отечественной промышленности на наилучшие доступные технологии. Не остались в стороне такие актуальные вопросы, как проблемы нормативных правовых актов, выявляемые при проведении ОРВ, в частности рекомендательные нормы и правила обозначаются как обязательные без учета дифференциации предприятий по классу опасности, новые законодательные акты не учитывают противоречащих им старых, а предложения по экологическим сборам оторваны от реальности. 
Текущая ситуация в сфере переработки отходов также остается в фокусе внимания. Так, сегодня в год на человека приходится примерно 400 кг твердых бытовых отходов, и лишь 7% ТБО отправляются в переработку, оставшиеся 93% - захораниваются. При том, количество полезных фракций в отходах составляет до 40-60%. Можно ли снизить остроту этой проблемы? Закон предлагает расширить ответственность производителя: согласно поправкам к закону №89 производитель (или импортер) товаров, подлежащих утилизации (включая упаковку) обеспечивают утилизацию этих товаров самостоятельно, в соответствии с нормативами, либо уплачивают экологический сбор. Однако, по мнению участников рынка, сегодня назрела необходимость разработать достижимые нормативы утилизации и прозрачную процедуру контроля и отчетности, а также развивать систему раздельного сбора мусора, которая пока что носит больше декламационный характер, на практике же лишь начинает внедряться и в сознание людей, и в реальный быт. И законодательство РФ об отходах в части введения перечней продукции, установки нормативов утилизации и ставки экологического сбора также требует изменения. 
Обсуждая экологическое законодательство, касающееся промышленного сектора, участники отметили и такой момент, как примеры несоответствий в законах и нормативно–правовых актах в сфере природоохранного законодательства, а также необходимости активизации работы по устранению пробелов и противоречий, накопившихся в природоохранном законодательстве. 
Предприниматели-члены Липецкого РСПП также согласны с тем, что вопросы взаимодействия экологии и промышленности выходят на первый план. Так, директор ООО «РОСЭКОПРОЕКТ» Любовь Моргунова отмечает — специфика сегодняшней ситуации такова, что период реформирования экологической сферы совпал с решением задач по импортозамещению, развитию конкурентноспособных, инновационных отечественных производств, не противоречащих нормам международного права. 
- Внедрение НДТ позволит стабилизировать экологическую ситуацию, а значит улучшить качество среды нашего обитания. Плановый период перехода на НДТ – 14 лет. Правительство утвердило поэтапный график создания в период 2015-2017гг. справочников НДТ по отраслевому принципу. С 2019г. проектирование новых предприятий будет только на основе НДТ. 
От оперативной замены устаревших ресурсоемких производств и технологий на  современные будет зависеть размер платы за негативное воздействие и объемы господдержки и механизмов экономического стимулирования (например, льготы по внесению платы, вплоть до отказа, снижение процентов по инвесткредитам, налоговые льготы, амортизационные амнистии). Соответственно увеличатся штрафные санкции за несоблюдение законодательства: повышающие коэффициенты (в 25 и 100 раз), увеличение платы за негативное воздействие. Таким образом, бизнес уже сегодня заинтересован в развитие «зеленых» технологий и   получении продукции нового качественного уровня. 
По мнению специалистов, для реализации данных законов необходима разработка свыше 30 актов и около 20 постановлений правительства. В связи со значительным объемом документов и необходимостью их оперативной разработки, представляется крайне важным своевременное  получение  информации об изменениях, выходе законодательных и подзаконных  нормативно-правовых актов, методик, программ. 
Совершенствование системы экологического нормирования предусматривает разделение хозяйствующих субъектов на категории по степени негативного воздействия, и мерам госрегулирования (надзора, контроля). Отнесение предприятий к соответствующей категории будет осуществляться при постановке на государственный учет. Механизм и критерии разрабатываются. Так, в конце января на сайте Минприроды предложен проект Постановления Правительства об установлении критериев отнесения объектов к соответствующей категории. Согласно этому проекту в 1 категорию (со значительным воздействием) в регионе кроме, как ожидалось, НЛМК и Цемзавода, попадает еще ряд отраслей, в том числе и: по обезвреживанию отходов, захоронению отходов, очистке сточных вод, производству бумаги и картона,  пищевых продуктов, молока, разведения и убоя птицы, свиней (по мощностям) и многие другие. Это революционные изменения, серьезные нагрузки на бизнес, и многие промышленники готовят свои предложения в данное постановление. 
В конце декабря прошлого года «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» и смежные акты». Это долгожданный, актуальный закон, несущий кардинальные изменения в сфере обращения с отходами. В Минприроды уже проводятся заседания рабочей группы  по подготовке актов Правительства необходимых для его эффективной реализации. И именно в рамках этой площадки  бизнесу нельзя быть пассивными наблюдателями: вопросы  безопасного обращения с отходами, актуальность раздельного сбора отходов, ответственность производителей товаров и таро-упаковочных материалов, проблемы нормирования отходов и излишних, дорогостоящих лабораторных подтверждений классов опасности, экологические сборы, практически неработающие ФККО, административные регламенты и крайне «неудобная», усложненная экоотчетность — бизнес обязательно должен участвовать в обсуждении всех этих тем и проблем, поскольку именно на бизнес ложится вся нагрузка и ответственность, а данные вопросы забюрократизированы и решения принимаются людьми, зачастую не знающими реалии практического производства. 
Модернизация экологического законодательства требует изучения нормативно-правовых актов, методик, инструкций. Это можно делать самостоятельно, но более эффективным решением является посещение специализированных курсов и  тренингов, а также участие в круглых столах, где происходит обсуждение, обмен мнениями и практическим опытом, выработка эффективных решений по применению законодательных норм и требований. Предприниматель должен помнить, что о повышении уровня экологической образованности своих специалистов необходимо заботиться. Поможет в этом активная гражданская позиция. И думая об экономическом развитии предприятия, нельзя оставлять в стороне экологическую составляющую: бизнес также должен участвовать в обсуждениях, рабочих группах по выработке решений, определяющих эколого-экономическую стратегию – критерий успешности  любого бизнеса. 




 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ


<b>Итоговое заседание ЭГ АСИ </br>
Итоговое заседание ЭГ АСИ
«В Липецкой области завершили «обкатку» программ по развитию инвестиционного климата»
 
<b>Заседание экспертной группы АСИ</br>
Заседание экспертной группы АСИ
«Предприниматели обсудили преемственность площадок для развития бизнеса»

 





Союз промышленников и предпринимателей Липецкой области
Адрес для корреспонденции: 398017 г.Липецк, ул.9 Мая, д. 10 «Б»
Тел./ф: 44-30-07, тел. 44-30-37
E-mail: spplo@lipetsk.ru