РСПП
Cоюз промышленников и предпринимателей липецкой области

25 сентября, 2017
www.rspp.ru Новости СППЛО Точка зрения Актуально Позиция Пресс-служба 
 

 








Актуально


Василий Фёдорович Пичугин
Василий Фёдорович Пичугин
Средний бизнес до сих пор затягивает пояса в рамках антикризисных мер 2008 года
20.08.2015 16:21 МСК

Средний бизнес во всем мире был и остается одном из факторов стабильности национальной экономики. Кооперируясь и обслуживая крупный бизнес, он имеет хорошие возможности для технического развития, быстро откликаясь на потребности времени. Крупный бизнес именно на средних предприятиях зачастую апробирует новые идеи, чтобы позже внедрить их в жизнь у себя.

Мировой финансовый кризис 2008 года нанес по этому сектору ощутимый удар — как, впрочем, по всей экономике. Однако, если малый бизнес и крупные предприятия сегодня постепенно возвращают отодвинутые в тот период различные льготы и программы поддержки, средний бизнес оказался фактически за бортом. Про него словно забыли. В итоге когда малые предприятия получают различные преференции от властей, средние предприятия остаются с проблемами один на один. Об этой проблеме размышляет один из членов Липецкого РСПП директор ООО «Липецкметаллургремонт-2» Василий Пичугин.

- Василий Федорович, с какими проблемами сегодня сталкивается именно средний бизнес?

- С трибун много говорится о том, что роль малого и среднего бизнеса в экономике должна расти. Особенно сейчас, когда крупные предприятия все больше пользуются аутсорсингом — передачей части непрофильных подразделений и работ «на сторону», средним и малым компаниям. Предприятиям среднего бизнеса такое разделение позволяет сосредоточиться на углублении специализации, осваивать узкие сегменты рынка, совершенствуя параллельно технологические процессы. Но использовать потенциал, что называется, на полную мощность, мы сегодня не можем.

Дело в том, что хотя понятие «средний бизнес» в законе сегодня определяется, на практике подавляющее большинство мер поддержки направлено на предприятия малого бизнеса: те же налоговые каникулы рассматривались применительно к малым предприятиям, основная часть налоговых преференций направлена на малые фирмы при почти полном игнорировании сферы среднего бизнеса. Да и имеющиеся институты поддержки относятся также в основном к малому бизнесу. Те же программы по поддержке лизинга и модернизации производства, ориентированные на малые фирмы и начинающих предпринимателей, предусматривают субсидирование затрат при достаточно невысокой стоимости оборудования до 1 млн и до 10 млн руб. соответственно. Программы микрофинансирования также направлены на расширение доступа к финансированию микропредприятий и начинающих предпринимателей. Одним из условий предоставления микрозайма является то, что величина займа не должна превышать 1 млн руб. для каждого малого предприятия. Вот и получается — средние предприятия в реальности не могут претендовать на поддержку центров и агентств по развитию предпринимательства, государственных и муниципальных фондов поддержки предпринимательства. Вот и получается, что специальных мер поддержки, ориентированных именно на потребности среднего бизнеса, нет.

- А те, которые все-таки прописаны в законах именно для категории среднего бизнеса?

- В основном, они разрабатывались в начале нулевых, в 2008 году сошли на нет: в рамках антикризисных мер, например, законодатели разрешили крупным заказчикам отодвигать оплату тех же строительных работ своим подрядчикам не на 10 дней, а на 60. Кризисный 2008 год позади, а закон продолжает оперировать этим правилом. То есть, мы выполнили работу и должны ждать поступления денег два месяца. Это постановление до сих пор не пересмотрено на законодательном уровне, хотя сильно тормозит развитие стабильной работы ряда средних предприятий.

- С какими проблемами еще сталкиваются сегодня предприятия среднего бизнеса?

- Одна из ключевых — дефицит квалифицированных кадров. Вы помните, что кризис ударил не только по производственной сфере: начали закрываться профессиональные училища и техникумы, которые готовили квалифицированные рабочие кадры для промышленных предприятий. Чтобы выжить, ПУ сделали ставку на оказавшиеся тогда престижными профессии юристов и экономистов. Прошло совсем немного времени, и на выходе оказалось: предприятия восстанавливаются, а молодые кадры не приходят. Их попросту нет.

Еще один момент, связанный опять-таки с кадрами — это контроль за квалификацией тех кадров, которые уже работают на предприятии. Со стороны проверяющих такой контроль все больше становится формализованным, он превращается в повод для выкачивания средств из предприятия. Формализация началась, когда контролирующие органы стали переходить на самофинансирование своей деятельности. Так, в некоторых случаях стали требовать подтверждения знаний техники безопасности (той же пожарной) ежегодно — за семинары по технике безопасности необходимо выложить средства. В некоторых случаях могли необоснованно для нас поднять расценки на обучение или переквалификацию специалиста в разы, а не с учетом инфляции. Более того, оформление сертификата или другого документа, что специалист прошел обучающие курсы, тоже оказалось платным — деньги нужно было выложить за учебу и за корочку отдельно. И если прежде затраты на эти цели компенсировались за счет государственных программ, сегодня они полностью ложатся на плечи предприятия. Получается, что деньги идут не на техническое переоснащение или реконструкцию, не на развитие материальной базы, а на получение очередного подтверждения. Средства на это берутся из затрат на инвестпроекты в ущерб развитию. А контролирующие органы проверяют в итоге не знания, а наличие корочек.

Получается, что сегодня средний бизнес оказался перед выбором: дробиться ли нам на малые предприятия, чтобы пользоваться льготами и поддержкой госпрограмм, или перерастать в крупный бизнес. Но это не выход. И это начинают понимать представители реального сектора экономики. Например, вопросы поддержки среднего бизнеса обсуждались на последнем Госсовете 7 апреля — те же снижения налоговых ставок и отчислений, отсрочку проверок не только для начинающих малых предприятий, но и тех, которые отнесены именно к среднему бизнесу.





 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ


<b>Итоговое заседание ЭГ АСИ </br>
Итоговое заседание ЭГ АСИ
«В Липецкой области завершили «обкатку» программ по развитию инвестиционного климата»
 
<b>Заседание экспертной группы АСИ</br>
Заседание экспертной группы АСИ
«Предприниматели обсудили преемственность площадок для развития бизнеса»

 





Союз промышленников и предпринимателей Липецкой области
Адрес для корреспонденции: 398017 г.Липецк, ул.9 Мая, д. 10 «Б»
Тел./ф: 44-30-07, тел. 44-30-37
E-mail: spplo@lipetsk.ru