РСПП
Cоюз промышленников и предпринимателей липецкой области

18 ноября, 2017
www.rspp.ru Новости СППЛО Точка зрения Актуально Позиция Пресс-служба 
 

 








Актуально


Любовь Моргунова
Любовь Моргунова
Из-за изменений экологического законодательства бизнес ждет горячая пора
20.01.2016 14:12 МСК
С 2015 года началось серьезное реформирование природоохранного законодательства. Изменения законодательной и нормативной базы в области охраны окружающей среды затронули деятельность практически всех предприятий и организаций. Насколько новые законы соответствуют требованиям времени и чего нам ждать уже наступающем году, рассказала аудитор-эколог, директор предприятия — члена Липецкого РСПП ООО «РОСЭКОПРОЕКТ» Любовь Моргунова. 

- Любовь Михайловна, стали ли в результате реформирования законы более доступными и понятными для бизнес-сообщества? 

- Если говорить в целом об экологическом законодательстве, то к настоящему времени в России насчитывается более 70 федеральных законов, регламентирующих экологическую сферу и около 4000 подзаконных актов. Все эти документы должны быть взаимоувязаны, прозрачны и приемлемы для экологически ориентированного бизнес-сообщества. Пока этого нет. 

Принятый в июле 2014 года закон №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты РФ», изменений, внесенных в №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» акцентировал наше внимание на основных этапах и задачах грядущих реформ, рассчитанных в перспективе до 2030г. Для реализации Закона потребуется принять более 30 подзаконных и нормативных актов, некоторые уже вступили в силу. Так, после утверждения постановлением №1029 критериев, по которым предприятия распределили по 4 категориям по степени негативного воздействия на окружающую среду, природопользователи наконец смогут ориентироваться в требованиях законодательства к «своей» категории: какие природоохранные документы и виды отчетности иметь, в каком объеме и в какие сроки исполнять. Осталось специально уполномоченному органу (ФС Росприроднадзора) определить порядок постановки на учет природопользователей с присвоением им соответствующей категории. 

С другой стороны, постановление №1029, принятие которого обсуждается и в настоящее время, приведет к росту финансовой и административной нагрузки на все отрасли, что крайне нежелательно в условиях кризиса. У бизнес-сообщества по прежнему остались вопросы к данному документу: почему при определении критериев в большей степени учтены мощности производств, а не уровень негативного воздействия? Ведь эти показатели не всегда совпадают. 

- Дискуссии разворачивались вокруг темы, касающейся отходов производства. Что ожидает предпринимателей в этой сфере? 

- Что касается изменений в №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: он предусматривает, в том числе, систему госрегулирования в области обращения с отходами и ответственность производителей. Система госрегулирования – это создание монопольных региональных структур – операторов в области обращения с отходами, функционирующих за счет субсидий из бюджета и тарифов за услуги. В то же время производитель также обязан утилизировать отходы товаров (продукции), выпущенных на территории РФ — здесь возникает противоречие между двумя этими требованиями. Остается непонятным и введение норматива образования отходов при перспективе перехода на технологическое нормирование. 

С 01.07.2015г вступают в силу изменения в п.30 ст.12 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в связи с этим подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Здесь мы также столкнулись с недоработкой закона: например, в числе прочих лицензионных требований устанавливается проведение лицензиатом рекуперации веществ разрушающих озоновый слой (ОРВ) из отходов, перед их обезвреживанием и захоронением Но вот пояснений, что делать с отходами, содержащими ОРВ (например: лаки для волос, освежители, кремы, полиуретановая пена, ингаляторы, системы пожаротушения, стеклопакеты и т.п.) нет, как и специализированных технологий по рекуперации ОРВ, т.е. выполнение вышеперечисленных законов и подзаконных актов и лицензионных требований практически невозможно. Как здесь быть — непонятно. Для информации: срок получения лицензий на транспортирование, обработку, утилизацию, использование отходов 1-4 классов опасности переносится на июль 2016г (вместо ранее обозначенного срока – до 01.01.2016, что для предприятий всей страны было заведомо не реально). А действия лицензий на размещение и обезвреживание продлено до 2019г. 

- А что изменится в плане обращения с ТБО? 

- Срок вступления в силу изменений в порядок осуществления деятельности по обработке твердых коммунальных отходов (ТКО) на территориях субъектов предлагается перенести с 1 января 2016 года на 1 января 2017 года: Кроме того, планируется отложить срок вступления в силу порядка регулирования деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, а также порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, порядка государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО — очень много противоречий предстоит устранить законотворцам по многочисленным предложениям бизнеса, реально занимающегося данной отраслью. 

- К чему еще следует готовиться участникам рынка? 

- С 1 января 2016 года проектная документация и результаты инженерных изысканий по объектам размещения или обезвреживания отходов I - V классов опасности подлежат государственной экспертизе. В частности, государственная экспертиза в отношении объектов, используемых для обезвреживания или захоронения отходов I - V классов опасности, начиная с 1 января станет проводиться только на федеральном уровне. А в связи с тем, что с 1 июля 2015 года проектная документация объектов, используемых для размещения или обезвреживания отходов I - V классов опасности (по всем направлениям) будет являться объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня, в составе документов, направляемых для проведения государственной экспертизы должно быть представлено соответствующее положительное заключение государственной экологической экспертизы. 

В целом ситуация в области обращения с отходами сложная и противоречивая: «застой» в этой отрасли в предыдущие годы, неправильные подходы к формированию подзаконных актов, неработающий долгие годы ФККО, бюрократические, вредные для бизнеса подходы к паспортизации и нормированию, лимитированию отходов, формированию реестра объектов размещения отходов (ГРОРО) до сих пор вызывают возмущения в бизнес-сообществе. И сама отходоперерабатывающая отрасль отстает от требований времени. Этой отрасли нужна господдержка. 

Минприродой, правительством, Законом дан ориентир перехода на высокотехнологичные технологии (НДТ – наилучшие доступные технологии): в первую очередь это касается предприятий, отнесенных по критериям к 1 категории. Росстандарт определил правила сбора данных, необходимых для разработки информационно-технического справочника по НДТ, включая разработку унифицированных шаблонов. Требования и сроки жесткие, от природопользователей потребуются не только колоссальные финансовые вложения, но наличие в штате профессионалов технологов, экологов, профильных инженеров и помощи (а не давления) специально уполномоченных госструктур. 

Считаем, что при принятии Законов, подзаконных и нормативных актов законодателям и чиновникам, ответственным за это, необходимо прислушиваться к практикам, производственникам, учитывать их опыт и производственные аспекты. К сожалению, при этом используются, зачастую, «теоретические» подходы, «бумаготворчество» выпускников ВУЗов (порой даже не профильных) принятых на ответственные должности в госорганы, – отсюда и все беды. 

Налицо кадровый голод, многие институты (например, институт государственной экологической экспертизы, лицензирования) разрушены, профильные опытные кадры, эксперты потеряны. В целом, уровень экологического образования в стране низкий - уверены, что в России необходим отдельный Закон «Об экологическом образовании» и специальная независимая структура по охране окружающей среды (министерство, комитет, агентство и т.п.). 

Как видим, в настоящее время находить оптимальную форму применения актов и норм в области природопользования, разрешения проблем и пробелов в экологическом законодательстве трудно, уже принятые документы во многом не устраивают бизнес-сообщество и самостоятельно разобраться в нововведениях не просто. Поэтому бизнесменов ждет горячая пора: чтобы ориентироваться во всех изменениях и держать руку на пульсе, необходимо повышать квалификацию и уровень экологической грамотности и руководителей и сотрудников, ответственных за экологию и природопользование. Просто потому, что изменений и нововведений слишком много, но применять их в работе, в формировании эффективной экологической политики необходимо — ведь незнание закона не освободит от ответственности за его неисполнение.




 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ


<b>Итоговое заседание ЭГ АСИ </br>
Итоговое заседание ЭГ АСИ
«В Липецкой области завершили «обкатку» программ по развитию инвестиционного климата»
 
<b>Заседание экспертной группы АСИ</br>
Заседание экспертной группы АСИ
«Предприниматели обсудили преемственность площадок для развития бизнеса»

 





Союз промышленников и предпринимателей Липецкой области
Адрес для корреспонденции: 398017 г.Липецк, ул.9 Мая, д. 10 «Б»
Тел./ф: 44-30-07, тел. 44-30-37
E-mail: spplo@lipetsk.ru