РСПП
Cоюз промышленников и предпринимателей липецкой области

20 сентября, 2020
www.rspp.ru Новости СППЛО Точка зрения Актуально Позиция Пресс-служба 
 

 








Актуально


А.В. Парий
А.В. Парий
После урагана в Липецке принято решение о развитии альтернативной энергетики
ОАО «Липецкая городская энергетическая компания», которая снабжает наш город теплом, водой и электричеством, является членом Липецкого РСПП с апреля 2006 года.
3.09.2012 11:46 МСК
Предприятие является частно-государственным партнёрством и возникло как социальный проект администрации города и ОАО «НЛМК». Полгода назад должность генерального директора «ЛГЭК» занял Александр Парий. С ним «Частный капитал» поговорил о ситуации в сфере ЖКХ и последних нововведениях в компании. 
— Александр Витальевич, ОАО «ЛГЭК» Вы возглавили не так давно. Какие перемены произошли за время Вашего руководства.
— ЛГЭК создавалась как достаточно чётко структурированная компания, поэтому каких-то кардинальных изменений не было. Но нововведения, которые направлены на улучшение нашей работы, происходят постоянно. Например, для наших сотрудников мы возродили доску почёта, причём сделали её как реальной — в Центральном офисе на площади Петра Великого, 4А и в трёх наших комплексах, так и виртуальной — на сайте компании www.lgek.ru. На производственной базе ОАО «ЛГЭК» на улице Механизаторов, где работают порядка 400 человек, сделали столовую для персонала. После прошедшего 26 июня урагана принято решение о пересмотре работы оперативно-диспетчерской службы — мы пытаемся снять проблемы, которые возникали: дело в том, что людям было сложно дозвониться.
Отмечу ещё несколько моментов. На федеральном уровне мы инициируем создание системы бенчмаркинга ресурсоснабжения, что должно улучшить работу не только нашей компании. Опять же, после урагана принято решение о развитии альтернативной энергетики в ЛГЭКе. В случае чрезвычайной ситуации иногда происходит полное обесточивание социально значимых объектов, в том числе и ресурсообеспечивающих — например, наших насосных станций. Принято решение, что там, где это возможно, мы будем ставить солнечные батареи — чтобы, по меньшей мере, обеспечить важные объекты связью, освещением.
В последнее время нами был увеличен гарантийный срок строительных работ на инженерных сетях и энергообъектах. Если раньше это был год, то сейчас минимум 3, максимум 5 лет. Строительные работы, которые выполняют для нас подрядчики, имеют большую значимость для всего города, именно 5-летний гарантийный срок позволяет спокойно жить и трудиться как нам, так и всем липчанам. Вместе с тем мы ужесточили требования к подрядным организациям. Кроме того, мы сделали проектный офис для создания дополнительных центров прибыли. Первый проект из запущенных — это оказание услуг лаборатории ОАО «ЛГЭК» на платной основе. Сейчас принимаем у управляющих компаний в обслуживание приборы учёта для того, чтобы обеспечить их нормальное функционирование. Мы также создали базу знаний предприятия — это некий систематизированный каталог проблемных ситуаций, которые были в компании (например, те же самые ураганы и обрушения коллекторов), с анализом правильных и неправильных действий, которые предпринимал персонал для их решения. Это сделано для того, чтобы вновь принятые сотрудники учились на чужих ошибках, а не на собственных.
— Могут ли предприятия в сфере ЖКХ стать эффективными бизнес-проектами, или постоянная подпитка из бюджета неизбежна?
— Я думаю, что такое предприятие, как ЛГЭК, призвано быть эффективным проектом по нескольким причинам. Во-первых, это социально значимая деятельность, которая никогда не останется без внимания города, власти и населения. Эффективность предприятия неизбежна, а если говорить о прибыльности — то общемировая практика показывает: рентабельность компаний в сфере ЖКХ и ресурсообеспечения в среднем составляет 5-7% — опять же, из-за социальной значимости. Если эта деятельность будет нерентабельной — то туда не пойдёт инвестор, не будет меняться инфраструктура. А если позволить такого рода предприятиям иметь сверхприбыль — то тогда пострадают жители. Поэтому здесь должна быть «золотая середина».
— ЛГЭК изначально создавалась как частно-государственное партнёрство.
— Сегодня 87% акций компании принадлежит муниципалитету и 13% частной компании. Думаю, этот формат частно-государственного партнёрства будет сохраняться в той или иной степени.
— Департаментом ЖКХ официально объявлено, что с недавних пор пресловутые «небалансы» больше не будут накапливаться. Не приведёт ли 100%-е расписывание «небалансов» по электроэнергии, теплу и воде к ещё более стремительно растущей задолженности?
— Взаимоотношения с гражданами стали более честными. До того, как начали расписывать так называемые «небалансы», страдали ресурсоснабжающие организации — мы и, в первую очередь, «Квадра», которой мы не могли заплатить за поставленный ею ресурс. Причём сумма задолженности достигла астрономической величины в 1 миллиард 400 миллионов рублей. Когда 100% потреблённых ресурсов расписывается — это правильно, это честно. И это вовсе не обязательно приведёт к тому, что жители будут платить больше. Ведь есть меры, которые позволяют экономить на услугах ЖКХ — это установка индивидуальных приборов учёта и их регистрация должным образом. Я это почувствовал на личном примере: поскольку семья достаточно большая, по нормативу за горячую и холодную воду раньше я платил ежемесячно около 3000 рублей, а после установки приборов учёта платёж сократился в 3-4 раза, а когда мы уезжаем на дачу — то мы не платим вообще. И хотя всё это время по стране шёл рост тарифов, фактически за потреблённый ресурс я стал платить меньше. Вообще, нам нужно в корне пересматривать своё отношение к ЖКХ: нам же никто не заправляет бесплатно машину — за всё надо платить, и очень плохо быть должным кому-то: лучше где-то ужаться, сэкономить (тем же путём установки приборов учёта), но избежать каких-то конфликтных ситуаций.
— Новые «небалансы» сейчас не накапливаются, а как и за чей счёт будет идти реструктуризация уже имеющегося долга?
— Решение о выделении 94 миллионов рублей, которые город планировал направить на погашение «небалансов», никак не пройдёт через Липецкий городской Совет депутатов. Хотя нам и «Квадре» это бы помогло — мы бы погасили часть долга. Но в целом проблему эти средства не решат, ведь речь идёт о долге в 1,4 миллиарда рублей (при этом задолженность жителей гораздо меньше). Мы надеемся на поддержку из бюджетов — как городского, так и федерального. Но даже если жители будут задействованы в погашении этого «небаланса» — хотя я считаю это маловероятным — то это точно не должно быть для них обременительным. В основной своей части липчане добросовестно платят по счетам. Решение этого вопроса должно быть системным и комплексным.
— За последний месяц Липецк пережил несколько штормовых ветров. Какие слабые места в городском хозяйстве вскрыла стихия?
— Сейчас мы меняем работу службы 075 — добавляем новые линии. Если раньше при чрезвычайной ситуации работало 3 сотрудника, то теперь будет как минимум 6 операторов. Кроме того, если человек не сможет дозвониться (а такие ситуации возможны: если будут звонить 1000 человек, 3-6 диспетчеров одновременно им ответить не смогут), появилась возможность оставить заявку по отсутствию ресурса на нашем сайте. При урагане ветер доходил до 11 баллов по 12-бальной шкале, провода по нормативу были рассчитаны на скорость ветра в 22 метра в секунду, а реально ветер достигал гораздо больших величин. Поэтому 90% всех проблем были связаны с порывами воздушных линий либо от поваленных деревьев, либо просто от сильного ветра. Что касается других проблемных моментов, которые вскрыла стихия, — собственники должны соблюдать так называемые охранные зоны от воздушных линий электропередач, и вовремя обрезать деревья. Это относится и к управляющим компаниям, и к домовладельцам в частном секторе. Кто-то не опилил несколько ветвей на яблоне — а в результате может быть обесточена половина района. Так что мы призываем к гражданской сознательности — иногда ради общего блага надо чем-то пожертвовать.
— Каков процент изношенности наших коммунальных сетей?
— Это серьёзная проблема. Изношенность наших сетей по всем комплексам (теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения) составляет от 45 до 70%. Примерно половина коммуникаций была построена в 60-80-х годах прошлого века. И липецкая ситуация не уникальная — это проблема ЖКХ и ресурсоснабжения всей России, и она связана с тем, что с 90-х годов резко сократился приток инвестиций в отрасль. В результате и возникла пагубная ситуация. Сегодня, если инвестировать серьёзные деньги в зональную инфраструктуру, есть два их источника — это либо бюджетные средства, либо частные инвестиции — но это те деньги, за которые будет потом платить гражданин. Поэтому очень большие инвестиции вызовут рост тарифов, а их отсутствие ведёт к невозможности замены коммунальных сетей. Но пока мы говорим просто о невозможности замены коммунальных сетей — это звучит достаточно нейтрально, а когда это что-то конкретное — невозможность заменить коллектор, который может обрушиться и кто-то туда попадёт, — то проблема уже становится очень болезненной. Если говорить о Липецке, то сегодня мы в более выигрышном положении относительно других городов — всё-таки у нас инфраструктура менялась и продолжает меняться, но всё равно проблема есть.
— Насколько активно в городе идёт переход на прямые договоры с потребителями?
— Мы эту работу активно ведём, при этом пытаемся соблюсти баланс между интересами жителей, ЛГЭК и управляющих компаний. Причём интересы жителей — это приоритет. Если говорить по ЛГЭК, то год назад у нас на прямых договорах были всего 454 квартиры, а на 1 июля 2012 года — уже 14 827 квартир, то есть в 30 раз больше. Пока проблем по прямым договорам у нас не возникало. Более того, в начале года наша дирекция по сбыту провела перерасчёт, и несколько миллионов рублей были возвращены жителям. Хочется ещё раз обратить внимание, что как в Липецке, так и по стране в целом, жители, как правило, — это добропорядочные плательщики. Подавляющее большинство граждан ежемесячно честно вносят квартплату. Хотя, безусловно, есть какие-то асоциальные элементы — наркоманы, алкоголики, но они не платят не только за коммунальные ресурсы, они забывают и о собственных детях, их ничего не волнует. ЛГЭКу всё-таки было бы удобнее работать через управляющие компании, использовать их как неких агентов. Ведь проще общаться с 30-40 директорами управляющих компаний, чем с тысячами владельцев квартир — для этого нам придётся увеличить штат, привлекать дополнительные средства, оптимизировать программное обеспечение и так далее. Но если управляющие компании не могут обеспечить нам необходимую собираемость или деньги, собранные с жителей, направляются не туда, куда надо, мы вынуждены переходить на прямые договоры. Каждый случай индивидуален. Если управляющая компания добропорядочно себя ведёт в отношении и с поставщиками, и с жителями, то нам нет смысла чего-то менять. Это и жителям удобнее, потому что управляющая компания в идеале — это некий супермаркет услуг по уборке территории, вывозу мусора, поставке воды, тепла и электроснабжения. А переход на прямые договоры — это общение отдельно с каждым поставщиком услуг или ресурсов.
— Какие карательные меры вы применяете к неплательщикам? Например, в Грязях недавно коммунальщики при работе с населением начали прибегать к услугам коллекторов.
— Мы пока обходились без коллекторов, и я надеюсь, так будет и дальше. В Липецке ещё нет ряда негативных явлений, которые характерны для сегодняшней России. Например, когда управляющая компания собирает деньги с населения и вообще не платит поставщикам, когда жители за одну и ту же услугу или за один и тот же период одновременно получают счета от разных управляющих компаний с аналогичными цифрами.
— Весной появилась информация, что Липецкая городская энергетическая компания предлагает липчанам сообщать о фактах хищения электроэнергии по телефону 075 за денежное вознаграждение в размере 500 рублей. Насколько эта мера оказалась эффективной?
— Было 28 заявок, из них подтвердились 3. Но это всего лишь одна из мер, которая не требует какого-то серьёзного ресурса.
— Членом регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Липецкой области» ЛГЭК является с апреля 2006 года. Что даёт это компании? Какие насущные вопросы решаете на собраниях вместе с другими предпринимателями?— ОАО «ЛГЭК» является участником множества объединений: таких как Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения, Некоммерческое партнёрство «Российское теплоснабжение» — но если это специфические отраслевые площадки, то РСПП и его региональное отделение дают возможность понять, чем живёт экспертное сообщество предпринимателей Липецка и области. На последнем апрельском годовом собрании обсуждались проблемы вступления России в ВТО, новый запрет на продажу алкоголя. Всё это даёт понимание того, чем живут сегодня предприниматели, что их волнует. Плюс Липецкое РСПП ведёт диалог с властями, инициирует необходимые изменения в законодательстве.




 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ


<b>Общее собрание 2019</br>
Общее собрание 2019
«Новые льготы для инвесторов — Липецкие предприниматели обсудили появление инвестиционных контрактов»
 
<b>ХII Неделя российского бизнеса</br>
ХII Неделя российского бизнеса
«Съезд РСПП»

 





Союз промышленников и предпринимателей Липецкой области
Адрес для корреспонденции: 398017 г.Липецк, ул.9 Мая, д. 10 «Б»
Тел./ф: 44-30-07, тел. 44-30-37
E-mail: spplo@lipetsk.ru