РСПП
Cоюз промышленников и предпринимателей липецкой области

18 ноября, 2017
www.rspp.ru Новости СППЛО Точка зрения Актуально Позиция Пресс-служба 
 

 








Точка зрения


Круглый стол РСПП
Круглый стол РСПП
Липецкие предприниматели обсуждали новые методы подготовки профессиональных кадров
11.12.2014 12:29 МСК
Современные школьники и студенты отличаются от поколения своих родителей, они иначе  воспринимают информацию, и для ее поиска с легкостью используют интернет с огромным количеством источников, у них появились новые приоритеты и мотивация для выбора профессии. Все это требует других подходов в обучении специалистов. Эту проблему обсудили 12 ноября предприниматели и представители вузов на круглом столе, посвященном вопросу подготовки кадрового потенциала для предприятий Липецкой области. Встреча прошла на базе Липецкого РСПП по инициативе регионального отделения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Липецкой области». 
О подготовке квалифицированных кадров в Липецком РСПП задумываются уже не первый год. Эта тема остается на постоянном контроле. Нынешний круглый стол стал очередным шагом, который должен в итоге помочь наладить конструктивный диалог между работодателями, профессиональными учебными заведениями и будущими специалистами. Его провел заместитель председателя правления Союза промышленников и предпринимателей Липецкой области Евгений Франценюк, основным докладчиком стал ректор Липецкого института управления Сергей Гуляев. 
Свое выступление Сергей Гуляев начал с того, что познакомил участников круглого стола с ситуацией в образовании и подготовке кадров, характерной для последних лет. 
- Всем нам известно, что сегодня образовательная система работает по определенным государственным стандартам. Практика доказала, что в условиях нынешних реалий госстандарты отнюдь не помогают готовить специалистов с учетом современных требований, и прописанные образовательные стандарты превратились для вузов в заказ для самих себя. Так, учебное заведение не может учитывать нюансы работы на разных предприятиях тех же сварщиков – есть рамки стандарта. 
Недавно президент России заявил, что нам нужны не образовательные, а профессиональные стандарты, на основе которых и должна строиться учебная подготовка будущих специалистов. К концу года Минтруд должен разработать их порядка 800 – то есть вузу будут делать заказ на конкретных специалистов, обладающих определенными профессиональными навыками. Проблема в том, что даже если вуз начнет работать по этим стандартам сегодня, первые готовые специалисты нового формата появятся лишь лет через 5-7. А они требуются уже сегодня. 
Еще один момент, на который обратил внимание Сергей Гуляев – это сами люди. 
- К сожалению, сегодня мы работаем с поколением молодых, которые не мотивированы к обучению. Они хотят больше получать, чем отдавать и вкладывать собственные силы. У них завышена самооценка и они не готовы бороться с трудностями, им легче уйти. Они иначе получают информацию, в их распоряжении огромнейший массив этой информации по самым разным отраслям и сферам – в этом помогает интернет. Реальность такова, что сегодня студенты в большинстве идут в вузы не для того, чтобы получить профессию, а стать обладателем «корочки». И лишь 10% молодых специалистов четко знают, чего хотят от своей профессии. 
Парадоксальная ситуация складывается по школьникам. В 2009 году мы провели опрос на тему «Какой вуз вы выбрали и почему?» Определившихся с ответом было лишь 5%. Остальные в качестве причин назвали «Близко от дома», «родители сказали, что туда лучше идти», «друг подал документы, и я за компанию», «там маленький конкурс», «там проще учиться». В то же время после летней сессии третьекурсники в анкете на тему «вы угадали с выбором профессии?» в большинстве ответили, что ошиблись в выборе с вузом – таких ответов было до 85%. 
Профориентирование, начиная со школьной скамьи – вот один из способов помочь школьникам найти свое место в будущем. При том, профориентирование должно идти через игру, убежден Сергей Гуляев. Школьникам нравятся конкурсы, викторины, соревнования, возможность поиграть в профессию. Классические программы, которые использовались во времена Советского Союза, сегодня не работают. Даже экскурсии на предприятия, если они остаются статичными, не помогут детям определиться, насколько им нравится та или иная профессия. «Они должны прожить в игре, как готовят собственную буханку хлеба или пиццу, как измеряют давление, красят стену, кладут плитку и составляют из нее мозаику – только тогда они понимают, хотят ли заниматься этим в будущем». Сергей Гуляев привел в пример один из эпизодов Всероссийских соревнований по рабочим профессиям: попробовав себя в качестве поваров, лишь 16% школьников сказали, что хотели бы и в будущем продолжать изучать эту профессию. С другой стороны, это означает – позже в профессию не придут люди, для которых она неинтересна. «Именно игра позволяет сегодня подросткам самоопределиться и профориентироваться. Помочь в этом – наша задача, в том числе, участие в этом должны принимать и работодатели. Молодой специалист останется, если показать ему перспективы его будущего дома». 
Впрочем, об особенностях современного поколения будущих молодых специалистов работодатели знают не понаслышке. Многие из участников круглого стола сталкивались и с завышенным самомнением «гениального» работника, и с нежеланием решать возникающие проблемы. «Увы, на предприятии в режиме реального времени мы не можем быть психологами и заниматься перевоспитанием такого «дарования». Когда в рабочем процессе мы пытаемся показать им их реальный уровень знаний и умений, они уходят обиженные, что их не оценили, не поддержали, с непониманием — ну почему мир не подстроился под них». На это ректор Липецкого института управления заметил: это одна из задач современного учебного заведения — показывать реальную картинку и реальный уровень способностей и знаний. 
- Чем хороши игровые формы — они помогают снизить завышенную самооценку, показывают, на что человек способен в действительности со своим багажом знаний, с какими трудностями ему придется столкнуться и как их преодолеть. Правда, когда такие студенты понимают, что они не так гениальны, как считали, им необходимо нарисовать план действия. 
Особенности современного поколения и учебу «по старинке» (лекции, коллоквиумы, лабораторные, практические работы и немного практики) — лишь одна из сторон проблемы связи вузов с работодателями. По мнению Евгения Франценюка, большой минус и в том, что государство самоустранилось от создания планов на долгосрочную и среднесрочную перспективу, потому нет четкого заказа — какие специалисты потребуются через 5-10-20 лет и с какими навыками. В среде предпринимателей сегодня тоже наблюдается апатия, большинство живут по принципу «Сейчас работаем, и хорошо». Они не занимаются стратегией развития, в лучшем случае их планы простираются на год-три. Не всегда они способны сформулировать, специалисты с какими навыками им потребуются. 
- Но ведь в девяностые и нулевые ситуация была не менее сложная, чем сегодня, тем не менее, предпринимательское сообщество смотрело в будущее более оптимистично, оно смогло двинуть экономику вперед. Давайте же не будем опускать руки и начнем думать о подготовке специалистов, участвовать в этом процессе, иначе рискуем остаться без грамотных и квалифицированных кадров, способных работать в эпоху инноваций, - отметил Евгений Франценюк. 
Он напомнил об опыте подобного активного участия работодателей — пилотном проекте рестораторов по профориентированию старшеклассников. За два года проект оправдал себя и показал положительный результат: в результате общения работодателей со школьниками набор на актуальные и востребованные профессии в сфере общепита выросли на 30%. Липецкое РСПП предложило присоединиться к проекту и представителям других отраслей — ведь острая нехватка грамотных кадров наблюдается сегодня и в рабочих профессиях — не хватает строителей, монтажников, сварщиков. 
Импульс во многом зависит сегодня от предпринимателей — с этим согласились присутствующие. Так, на предприятиях почти не проводятся экскурсии для школьников, где ребята могли бы своими глазами увидеть, как изготавливают стеклянные бутылки, пекут хлеб и пр. Но и вузам внутри своей системы необходимы изменения: сегодня много говорится о развитии инноваций, но обучение ведется по учебникам 50-60 годов. Слишком мало лекций студентам дают ведущие ученые, которые могли бы на примере показать связь науки и производства. В любом случае, необходимо на всех уровнях восстанавливать понятие «управление человеческими кадрами». 
С этой целью предприниматели и представители вузов предложили провести анкетирование среди предприятий на тему, какие специалисты потребуются в будущем и с какими навыками, на основе этого анкетирования разработать региональные дополнения к образовательным стандартам профессиональной подготовки кадров в высших и средних учебных заведениях и предоставить их местным вузам. Кроме того, предприниматели согласились — необходимо продолжать работу по профессиональному ориентированию школьников, тем более областное управление образования готово поддержать эту инициативу Липецкого РСПП. 




 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ


<b>Итоговое заседание ЭГ АСИ </br>
Итоговое заседание ЭГ АСИ
«В Липецкой области завершили «обкатку» программ по развитию инвестиционного климата»
 
<b>Заседание экспертной группы АСИ</br>
Заседание экспертной группы АСИ
«Предприниматели обсудили преемственность площадок для развития бизнеса»

 





Союз промышленников и предпринимателей Липецкой области
Адрес для корреспонденции: 398017 г.Липецк, ул.9 Мая, д. 10 «Б»
Тел./ф: 44-30-07, тел. 44-30-37
E-mail: spplo@lipetsk.ru