РСПП
Cоюз промышленников и предпринимателей липецкой области

18 ноября, 2017
www.rspp.ru Новости СППЛО Точка зрения Актуально Позиция Пресс-служба 
 

 








Точка зрения


Ольга Митрохина
Ольга Митрохина
Экспертная группа АСИ призывает малый бизнес проявлять активность в обсуждении правовых актов
21.07.2015 10:55 МСК
В рамках очередного заседания экспертная группа Агентства стратегических инициатив (АСИ) обсудила результаты внедрения сразу трех положений Стандарта деятельности органов исполнительной власти по формированию благоприятного инвестиционного климата в Липецкой области.

Предприниматели проанализировали, как работают механизмы поддержки инвестиционной деятельности, какую поддержку можно получить в организациях по работе с инвесторами, как проводится оценка регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, касающихся бизнеса.

Заседание прошло 27 мая в конференц-зале Липецкого отделения РСПП. Его провела руководитель экспертной группы, генеральный директор ОАО «Липецккомбанк» Ольга Митрохина. В мероприятии приняли участие представители бизнес-сообщества региона, исполнительной власти Липецкой области, руководители общественных организаций.

В начале заседания члены экспертной группы обсудили, насколько эффективно работает положение Стандарта «Принятие закона субъекта РФ о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности» - итоги работы по данному пункту представила заместитель руководителя управления инвестиций и международных связей Липецкой области по вопросам инвестиций Нина Иванова.

- Сегодня для поддержки предпринимателей используются разные формы — налоговые льготы, предоставление госгарантий и активов залогового фонда, субсидии на компенсацию части затрат. Например, в Липецкой области инвесторов могут освободить от уплаты налога на имущество или транспортного, понизить для них ставку по налогу на прибыль. И только в прошлом году льгота по налогу на имущество составила 211,8 млн. рублей — это самая популярная мера среди других налоговых льгот. Объем предоставленных активов залогового фонда составил на 1 января 2015 года 1 млрд. 348,4 млн. рублей, а государственных гарантий для исполнения кредитных обязательств — 199,7 млн. рублей. Кроме того, юрлица и предприниматели получили почти 4,8 млрд. рублей субсидий на компенсацию части затрат.

Однако участники заседания отметили такой факт — некоторыми формами господдержки предприятия не спешат пользоваться. Ситуация характерна для большинства регионов ЦФО, значит, дело не в инертности местного бизнеса. Что же мешает деловому сообществу облегчать себе финансовое бремя? Одна из причин — непроработанные законодательные акты на федеральном уровне. Лазейки и прорехи в законах позволяют отклонять заявки даже тех предприятий, которые собрали весь пакет документов и предоставили необходимые обоснования. Причиной может стать то, что у предприятия-претендента не оказалось «соперников»-коллег для проведения конкурса.

Еще один пробел, на который обратила внимание Ольга Митрохина — та же государственная гарантия является отзывной: в рамках закона область сперва может дать гарантии под финансирование рассмотренного проекта, а потом — отозвать. В этом случае все риски по кредитованию перекладываются на плечи исключительно банка. Не все кредитные организации соглашаются с этим, в итоге предприятию сложнее получить средства в рамках такой вот программы поддержки.

С другой стороны, по словам Нины Ивановой, появились и особо «активные» представители бизнеса, которые ищут способы взять госгарантии, не платя вообще ничего. Например, закупают оборудование, освобождаются от налога на имущество — и показывают нулевую прибыль, с которой не платят других налогов. Такие случаи привели к ужесточению требований к тем, кто хочет получить деньки по программе госгарантий. В любом случае, пока что некоторые программы требуют большой доработки на законодательном уровне, механизм нужно шлифовать, иначе поддержка останется лишь декларацией на бумаге.

Второй вопрос был посвящен требованию Стандарта «Наличие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами». Сегодня в области существуют две организации по работе с инвесторами — управление инвестиций и международных связей Липецкой области и Корпорация «Развитие». Говоря об инвестиционной картине прошлого года, Нина Иванова отметила — в прошлом году в экономику и социальную сферу нашей области в основной капитал было направлено 110 млрд. рублей инвестиций — на 5% больше, чем в 2013 году, а Липецкая область заняла второе место в рейтинге инвестиционных рисков, подготовленном агентством «Эксперт РА». Несмотря на изменившуюся внешнеполитическую обстановку, продолжается развитие внешнеэкономических связей со странами Европейского Союза, в том числе продолжается обсуждение и развитие инвестиционных проектов. Представители Липецкой области посетили 11 стран, в нашей области побывали официальные делегации из 19 стран.

Продолжает оказывать поддержку инвесторам и корпорация «Развитие» - в прошлом году в центр сопровождения инвесторов поступило 410 обращений, специалисты корпорации проводили индивидуальные и коллективные встречи с инвесторами, организовывали инвестиционные ярмарки в районах.

Члены экспертной группы поинтересовались — как часто случается, что инвестор с уже заявленным планом вдруг прекращает свою деятельность, по какой причине это происходит?

- Мы сталкивались с ситуациями, когда инвестор — неважно, свой или зарубежный, составляя план работы, уже рассчитывает на максимальную государственную поддержку, - отметил генеральный директор ОАО «Корпорация «Развитие» Александр Наролин. - То есть, еще не начав бизнес, он уже, что называется, делит шкуру неубитого медведя и закладывает в доходы чуть не все виды льгот и субсидий. Начинается экономический анализ, и выясняется — инвестор не проходит по критериям по той или иной программе субсидирования, льготного кредитования. Но жалуется такой бизнесмен именно на то, что государство не дает денег. Таких случаев немного, но они встречаются. С другой стороны, до сих пор тормозят развитие ряд пробелов в федеральном законодательстве: недоработки есть, они мешают предпринимателям воспользоваться всеми необходимыми льготами и субсидиями.

Александр Наролин отметил: сложившаяся экономическая ситуация с одной стороны действительно «заморозила» ряд проектов с иностранными партнерами, с другой - некоторые инвесторы, понимая, что «заграница нам уже не поможет», начинают искать собственные ресурсы для развития бизнеса. В этом смысле приостановка реализации крупного проекта в итоге может принести больше пользы экономике и региона, и страны: «Например, вы знаете, что прежде всех цыплят мы ввозили из-за рубежа? Сейчас мясоперерабатывающие производства думают, как получить свою продукцию — и строят инкубатории, чтобы разводить цыплят. Да, общее строительство, например, мясного комбината откладывается на год-два, но комплекс, который появится в итоге, будет мощнее и принесет большую прибыль».

Третьим вопросом повестки дня стал стандарт «Принятие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность». В Липецкой области процедура оценки регулирующего воздействия осуществляется с 2012 года на добровольной основе, а с 2014 года она стала обязательной по всей стране. В прошлом году из 1860 принятых нормативных актов касались бизнеса и подлежали ОРВ 104 акта. После мониторинга этих актов процедуру оценки прошли 42 проекта нормативных правовых актов области. В ходе проведения публичных консультаций от представителей бизнес-сообщества поступило около 40 замечаний и предложений, часть из них учтена при доработке законодательных проектов, а один нормативный акт и вовсе был отклонен после обсуждений в рамках ОРВ.

Обсуждая третье положение стандарта, представители бизнеса и власти оказались единодушны в одном — сами бизнесмены не слишком охотно участвуют в прениях по принимаемым законам. Даже зная, что будет дискуссия и можно высказать свои предложения, они не спешат на подобные встречи, хотя новый законодательный акт напрямую касается развития их бизнеса. Члены экспертного совета высказали предложение, что нужно отработать систему оповещений по готовящимся нормативным актам — возможно такая информация поможет предпринимателям активнее высказывать свои предложения.

В целом по итогам заседания экспертная группа подтвердила исполнение требований стандарта. В ближайшее время работа по мониторингу реализации Стандарта деятельности органов исполнительной власти Липецкой области будет продолжена.




 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ


<b>Итоговое заседание ЭГ АСИ </br>
Итоговое заседание ЭГ АСИ
«В Липецкой области завершили «обкатку» программ по развитию инвестиционного климата»
 
<b>Заседание экспертной группы АСИ</br>
Заседание экспертной группы АСИ
«Предприниматели обсудили преемственность площадок для развития бизнеса»

 





Союз промышленников и предпринимателей Липецкой области
Адрес для корреспонденции: 398017 г.Липецк, ул.9 Мая, д. 10 «Б»
Тел./ф: 44-30-07, тел. 44-30-37
E-mail: spplo@lipetsk.ru